ПСИХОЛОГИЯ: Защитные механизмы организации "Свидетели Иеговы"


От чего же «защищаются» Свидетели Иеговы? И что для них представляет серьезную опасность?

     Все очень просто. Защищаются они от влияния любых взглядов, противоречащих идеологии Свидетелей. И защита эта осуществляется в двух направлениях – вовнутрь и наружу («…предупреждайте братьев о худом сообществе как внутри, так и вне собрания» – из учебника для старейшин). Внутренняя защита нужна, чтобы оградить «верных» свидетелей от их же соверующих, несогласных с мнением Общества, а внешняя - чтобы защититься от окружающих людей, с их «нехристианскими» взглядами. Среди самих Свидетелей иногда появляются сомневающиеся в «правильности» и божественности свидетельской идеологии. В таких случаях действует внутренний защитный механизм – «изгнание» и бойкот, объявляемый всеми членами собрания. Любой, кто просто поздоровается на улице с «бывшим» свидетелем рискует сам оказаться «изгнанным».

Почему бойкот?

     Бойкот – сам по себе очень сильное психологическое оружие. Создаваемое таким образом психологическое давление выдерживает не каждый. Представьте, что в один прекрасный день вы решили сменить место работы. В ответ на это все ваши коллеги сознательно перестали вас замечать – не отвечают на ваши приветствия, звонки и просто не смотрят в вашу сторону. Оказывается, начальство издало директиву, согласно которой каждый, кто увольняется с вашего предприятия считается предателем и наказывается бойкотом. Все члены вашей семьи работали вместе с вами, близкие друзья тоже были из числа ваших коллег. Вы понимаете, что это самодурство вашего начальства и больше ничего, а вот ваши родственники – не понимают. Вы чувствуете, что вас предали. Многие просто не станут увольняться в такой ситуации, а кто-то под давлением вернется обратно. Те немногие, кто решиться идти до конца смогут познакомиться с одиночеством и депрессией!

     За что же человека могут исключить из организации Свидетелей Иеговы. Во-первых, за любой поступок, считающийся грехом. Ложь, воровство, сексуальные отношения до или вне брака, курение, пьянство, участие в обрядах любой другой религии, служба в армии и еще очень многое другое запрещено Свидетелям Иеговы и наказывается «лишением общения». А, во-вторых, любое несогласие с точкой зрения Общества Сторожевой Башни и, тем более, отказ от членства в организации. Интересно, что политика организации в этом отношении менялась с течением времени. Так, в 1974 году «Сторожевая Башня» отказалась от меры «лишения общения» и указала, что все Свидетели Иеговы должны проявлять общепринятую вежливость по отношению к «бывшим свидетелям». Все Свидетели Иеговы, годами сторонившиеся своих знакомых, родственников и друзей, бывших Свидетелей, теперь заговорили с ними о любви и милосердии Бога.

     Все радовались открывшемуся тогда «свету от Иеговы». Однако, радоваться пришлось недолго. В 1981 году «Сторожевая Башня» от 15 сентября сообщила, что свидетели «вообще не должны разговаривать с изгнанным человеком и даже приветствовать его». Все вернулось на круги свои. Несмотря на очевидную непоследовательность, «послушная паства» охотно верила, что все изменения «инспирированы» самим Богом, а любой, выразивший несогласие с «открывшейся истиной» был бы изгнан как опасный «отступник». Почему же они вернулись к первоначальной политике? Поводом, возможно, послужил огромный отток верующих в ближайшее десятилетие после 1975 года, когда не состоялся обещанный «конец света». В то время около миллиона активных свидетелей покинуло организацию. Однако, главной причиной, на мой взгляд, является надежность и безотказность такого метода защиты.

     Не секрет, что самое большое влияние на наши взгляды и поступки оказывают близкие люди при условии, конечно, что у нас с ними доверительные отношения. Именно это условие и разрушается «лишением общения». Очень часто бывает так, что из организации уходит кто-нибудь один из членов семьи или близких друзей. Такое событие не может не повлиять на оставшихся. Инцидент, сам по себе, уже вызывает много вопросов – что же оттолкнуло близкого мне человека? Может быть он, хотя бы, отчасти, прав? А на правильном ли я пути? Все это брожение мыслей и чувств может со временем привести к изменению взглядов. Чтобы этого не произошло, начинает действовать «защитный механизм», запрещающий, вообще, разговаривать на религиозные темы с родственником - бывшим свидетелем. И если у нас Свидетели Иеговы могут общаться с «родственниками-отступниками» на нерелигиозные темы, то в США запрещено любое общение. Учитывая, что Свидетели Иеговы – организация американского происхождения и существует уже более столетия, ясно, что практически у любого американца кто-нибудь из родственников или знакомых является Свидетелем Иеговы. Поэтому, уходя из этого религиозного общества, американец, зачастую, уходит еще и от семьи, друзей, коллег по работе, партнеров по бизнесу и т.д.

     В связи с такими обстоятельствами, на западе разыгрываются настоящие трагедии, когда пожилые люди, разочаровавшись в своей религии, боятся уйти только потому, что все их дети, внуки и правнуки – верные Свидетели Иеговы. Они знают, что дети не позволят им даже видеться с внуками и правнуками. Они останутся совершенно одинокими и отверженными своей семьей. В результате такие люди предпочитают делать вид, что верят, а жить по «двойным стандартам». В России, пока, ограничиваются рекомендацией «сократить общение» до минимума. Вот что об этом сказано в специальной книге для старейшин – «Внимайте себе и всему стаду»: «Принцип, содержащийся в словах Иисуса из Матфея 10:34-38 («Не думайте, что я пришел принести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч; Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; И кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня.»), касается ситуаций с родственниками, которые были лишены общения или отреклись от общения. Особые и трудные проблемы могут возникнуть в связи с дружескими встречами. Лояльные поклонники Иеговы определенно будут иметь желание придерживаться инспирированного совета из 1 Коринфянам 5:11 («Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе».)

     Обычно близкий родственник человека, лишенного общения, не лишается общения за то, что он общается с ним, разве только он имеет с ним духовное общение или пытается оправдать или извинить неправильное поведение». И еще: «Помните, что все относящиеся к этому трудности и испытания вызваны неправильным поведением лишенного общения лица». Таким образом, эта ненавязчивая инструкция указывает наиболее приемлемый образ действий – сторониться бывших членов организации, даже если это ваши близкие родственники. И, хотя, формулировки достаточно мягкие и апеллируют к авторитету Библии, смысл их категоричен – вы не будете лишены общения за то, что просто общаетесь со своим родственником, но частые дружеские встречи были бы неуместны. Последняя фраза из цитируемого отрывка всю ответственность за последствия столь жесткой позиции перекладывает на тех, кто решил порвать с организацией. Можно ли это назвать честным? Едва ли.

     Какие же «трудности и испытания» возникают в ситуации общения бывших и активных Свидетелей Иеговы, объединенных родственными узами? Трудностей много и я могу рассказать о них, что называется, из первых уст. Члены семьи не имеют права обсуждать с экссвидетелем его религиозные взгляды или оправдывать его действия. Не смогут они, также и сохранять близкие доверительные отношения, как прежде. Безусловно, степень отчужденности будет в разных семьях разной, в зависимости от личностных особенностей членов семьи. В исключительных случаях ее, возможно, вообще смогут избежать. Однако, большинство семей испытывают серьезные проблемы. Оставшиеся Свидетелями члены семьи сталкиваются с внутренним конфликтом – с одной стороны, с их папой, мамой или ребенком их связывают сильные родственные чувства, а с другой, для их религии и всех общих знакомых он стал грешником и предателем. Каждый решает этот конфликт по-своему, но ясно одно - чем сильнее преданность человека религии Свидетелей Иеговы, тем выше степень отчужденности.

     Зачастую отношения начинают напоминать холодную войну. Свидетели живут мыслью, что когда-нибудь их родственник поймет как ему плохо и одиноко в «этом страшном, злом мире» и, наконец-то вернется как блудный сын из притчи Иисуса Христа. А чтобы он быстрее это понял они активно манипулируют, устанавливая дистанцию даже там, где ситуация никак не связана с вопросами религии. Бывший свидетель же проклинает религию за то, что отобрала у него близких людей. Абсолютных победителей в этой войне не бывает, так как потери в виде задетых чувств несет каждый. За все те годы, что я находился в организации, я ни разу не столкнулась с этим механизмом вплотную – из моих родственников и друзей никто не уходил и никого не выгоняли из Общества. Поэтому меня удивляли заявления о том, что Свидетели разрушают семьи. Однако, когда я оказалась «по другую сторону баррикады», я убедилась в том, что эти утверждения более, чем обоснованны. Идеология Свидетелей может объединять семью только в том случае, если все ее члены находятся в организации. Точно также как любые совместные занятия благотворно действуют на членов семьи, так и совместное участие в религиозной жизни укрепляет взаимоотношения. Однако, в случае, когда у членов семьи разные религиозные взгляды, позиция свидетеля будет непримиримой. Религия, которая до сих пор объединяла, станет каменной преградой, неприступной крепостью в ваших отношениях.

     Поэтому, несмотря на всю мою терпимость к религиозным взглядам Свидетелей Иеговы, отдельные правила и действия этой организации, в том числе те, о которых идет речь в этой главе, я считаю социально опасными. К внутренним средствам защиты можно также отнести все виды наказания, применяемые внутри собрания.

Теперь перейдем к внешним защитным механизмам.

     Как можно защитить взрослого человека от влияния иных взглядов, при условии, что он живет не на необитаемом острове, а в большом цивилизованном городе, работает на обычной работе с обычными людьми, общается с соседями и коллегами, имеет родственников, не разделяющих его взгляды? Да, задача не из легких, но Свидетели Иеговы, надо отдать им должное, прекрасно с ней справляются.

     Учения СИ содержат в себе элементы, направленные на постепенное увеличение дистанции с окружающими людьми. Что же это за элементы? СИ под тем или иным предлогом не отмечают ни одного общественного праздника. Как это сказывается на взаимоотношениях свидетелей в рабочем коллективе? Чаще всего их считают странными или, просто, чужими. Представьте, весь коллектив задерживается после работы, чтобы отметить день рождения одного из сотрудников, и только один человек собирается и уходит. На предложение остаться он реагирует как-то странно, говорит, что не отмечает ни свой, ни чужие дни рождения, что это не угодно Богу. При этом испытывает явную неловкость и смущение. На таких неформальных мероприятиях люди, обычно, лучше узнают друг друга, находят тех, с кем есть общие интересы, обсуждают какие-то личные, семейные вопросы и эмоционально сближаются друг с другом. На западе в крупных фирмах к поддержанию духа корпоративности уже давно относятся серьезно. А совместные мероприятия как воздух необходимы для создания команды. Свидетели Иеговы, же, просто лишены возможности стать частью такой команды. Результатом является эмоциональная отдаленность от членов рабочего или учебного коллективов.

     Сразу оговорюсь, что среди Свидетелей Иеговы есть очень коммуникабельные люди, которые смогли найти компромиссный вариант – формально не присутствовать ни на одном празднике и при этом сохранять дружеские отношения с коллегами. Это - исключения и, к тому же, обычно, это ярко выраженные экстраверты, для которых характерно иметь легкие поверхностные отношения с людьми. Сами Свидетели объясняют свою позицию исключительно требованиями Библии. И хотя о большинстве праздников в Библии, вообще, не идет речи, «кропотливые исследователи» все же находят косвенные подтверждения своей позиции. Так, Новый Год Свидетели не отмечают потому, что корни этого праздника уходят в язычество. Первоначально обряды праздника были связаны с языческими ритуалами поклонения божествам, и любое участие в подобных мероприятиях приравнивается к идолопоклонству. При этом Свидетелям ничто не мешает носить, например, обручальные кольца или отмечать годовщину свадьбы – действия, которые когда-то также были связаны с жизнью и поклонением язычников.

     Я не хочу углубляться в подробности учений СИ, оспаривать их, выявлять противоречия, так как считаю, что в данном вопросе это не главное. Если бы участие в праздниках помогло свидетелям привлечь людей в их религию, они нашли бы массу других аргументов, «убедительно доказывающих» правомерность их выводов. Главная причина подобной политики в отношении праздников - психологическая – это стремление обособить верующих от их коллег и соучеников с целью исключения влияния инородных взглядов.

     Кроме этого, СИ не участвуют ни в общественной, ни в политической жизни общества. Они не посещают избирательные участки во время выборов, не могут являться членами ни одной политической партии и, даже не имеют права просто высказывать свое мнение в отношении того или иного политика – это будет рассматриваться как несоблюдение политического нейтралитета – официальной позиции СИ в отношении вопросов власти в государстве. В объяснениях своей позиции СИ снова апеллируют к Библии: «Иисус отказался стать царем, когда ему предложили, а значит и мы должны быть в стороне от этого мира». Что значит «быть в стороне» Свидетели Иеговы понимают по-своему.

     Вот что об этом сказано в книге «Познание, ведущее к вечной жизни», изданной Обществом Сторожевой Башни: «…истинные христиане… избегают скрытых форм идолопоклонства – почитание флагов и исполнение песен, прославляющих какой-нибудь народ. Иисус сказал, что его последователи «не от мира» (Иоанна 17:14). Это означает, что они не вмешиваются в политические дела и мирно живут…» Кроме этого, «весь мир лежит во власти злого», т.е. сатаны, дьявола и еще «не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей;» (1Ин.2:15), «они не от мира, как и Я (Иисус) не от мира» (Ин.17:16) – эти и некоторые другие цитаты из Библии трактуются в свете учений свидетелей.
 
     Понятно, что такая позиция вызывает непонимание окружающих людей и создает психологическую дистанцию с ними. В учении СИ существует убеждение, что весь окружающий мир, включая политическую, религиозную и коммерческую системы находится под властью сатаны, дьявола и лишь Общество СИ является «оазисом» чистоты, праведности и истины. Такое убеждение, само по себе, приводит к отчуждению в отношениях с окружающими. Вообще, вопрос отношений с окружающим миром в учениях Свидетелей Иеговы носит весьма противоречивый характер. С одной стороны, «весь мир лежит во власти злого» и «мы не должны быть частью мира», а с другой – Иисус умер из любви за каждого человека и мы тоже должны «любить ближнего своего как самого себя» и даже больше – «любите врагов ваших».

     Свидетели объясняют это противоречие просто – людей нужно любить, а их злые поступки – ненавидеть. Вот только как отделить одно от другого – никто не объясняет. Поэтому и жонглируют свидетели библейскими цитатами как циркач булавами. В каждой ситуации, выбирая их на свой собственный вкус Кроме вышесказанного, стоит еще упомянуть об асоциальном характере отдельных установок в Обществе СИ. Что я имею в виду? Нежелательность получения высшего образования молодыми свидетелями; категорический отказ от службы в армии; отказ от переливания крови, даже при угрозе жизни; применение всеобщего бойкота к изгнанным или ушедшим добровольно; активная пропаганда своих вероучений, доходящая порой до откровенного навязывания – вот те вещи, которые вызывают крайне негативную реакцию общественности. Все свидетели при этом научены воспринимать нелюбовь общества как признак собственной праведности. «Мир злой, а мы – праведные, поэтому мир нас ненавидит». Тем не менее, руководство Общества Сторожевой Башни не теряет надежды приобрести общественное признание. С этой целью в каждом филиале организованы отделы по работе с общественностью, а в 1992 году Общество Сторожевой Башни было аффилировано при ООН через Департамент общественной информации в качестве «Неправительственной организации» (НПО).

     Следующее письмо, приводившееся в книге Реймонда Френца «Кризис совести», выявляет степень заинтересованности Общества Сторожевой Башни в получении такого статуса: Организация Объединенных Наций 11 октября 2001 года Всем заинтересованным лицам: "В последнее время Отдел НПО получает многочисленные запросы относительно ассоциированного статуса Watchtower Bible and Tract Society of New York ( Нью-йоркского Общества Сторожевой башни) при Департаменте общественной информации (ДОИ). Организация подала прошение на получение ассоциированного статуса в 1991 году и в 1992 году его получила. Получение ассоциированного статуса при ДОИ подразумевает согласие организации с критериями для членов, среди которых – поддержка принципов из Устава Организации объединенных наций и уважение к ним, желание и возможность проводить эффективные информационные программы о деятельности ООН среди своих сторонников и для широкой аудитории. В октябре 2001 года Watchtower Bible and Tract Society of New York обратилось с просьбой прекратить членство при ДОИ. Эта просьба была удовлетворена, и с 9 октября 2001 года Watchtower Bible and Tract Society of New York более не имеет ассоциированного статуса. Спасибо за ваш интерес к работе Организации объединенных наций Искренне ваш, Пол Хеффель, Зав. сектором НПО Департамента общественной информации".

     Да, Общество готово было подписаться под вышеизложенными условиями для получения ассоциированного статуса в ООН. И это несмотря на явные расхождения с идеологией, проповедуемой самой организацией СИ. Свидетели на протяжении многих лет критиковали как саму ООН, так и все религиозные организации, поддерживающие ее. Так, в книге «Откровение – его грандиозный апогей близок», изданной Обществом Сторожевой Башни на стр.235-249 говорится: «В полном соответствии с пророчеством вавилонская религия – особенно религии христианского мора – связала себя с Лигой Наций и организацией, пришедшей ей на смену (ООН). Присоединился ли класс Иоанна (Свидетели Иеговы) – единственная группа на земле, решительно занявшая сторону Мессианского царства, - к христианскому миру в чествовании багряного зверя? Отнюдь нет!ООН – это богохульная подмена Мессианского Царства Бога во главе с его Князем мира, Иисусом Христом, владычеству которого не будет конца».

     И все же, несмотря на заинтересованность в общественном признании, организация Свидетелей Иеговы держит своих приверженцев, образно говоря, «на коротком поводке». Очевидно, руководящие лица считают, что большая степень свободы приведет к «исчезновению» организации как таковой. Думаю, их опасения небезосновательны. Зачем же нужно организации Свидетелей Иеговы создавать психологическую дистанцию между верующими и окружающими людьми? Такая дистанция делает свидетелей менее восприимчивыми по отношению к любым аргументам, действиям и высказываниям «мирских» людей и, соответственно, делает их более зависимыми от взглядов Общества СИ. Члены организации, таким образом, становятся легко управляемыми и послушными, что дает возможность сохранить и численность религиозного общества, и личную преданность ее членов на высоком уровне. Что еще способствует росту и укреплению организации СИ вы узнаете немного позже...