Психология: Мотивы религиозной активности "Свидетелей Иеговы" 

    Что же такое «мотив», вообще? В психологии существует много определений этого понятия. Наиболее полным, на мой взгляд, является определение Л.И. Божович. Согласно Л.И. Божович, мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность».

     Таким образом, за любым мотивом или, проще говоря, причиной поведения человека, стоит определенная потребность. Согласно классификации Абрахама Маслоу существует пять уровней потребностей:

  1. Физиологические потребности.
  2. Потребности в безопасности и защите.
  3. Потребность в принятии, в любви, в принадлежности к группе.
  4. Потребность в уважении, самоуважении, компетентности, значимости.
  5. Потребность в самореализации и самоактуализации.

     Какие же потребности побуждают отдельно взятого Свидетеля Иеговы отдавать все свое время и силы религиозной организации? Ну, во-первых, никто из искренне верующих Свидетелей Иеговы не считает, что отдает время и силы организации. Каждый из них свято верит в то, что делает дело угодное Богу. И не просто угодное, а абсолютно необходимое для того, чтобы быть принятым Богом и, в конечном итоге - спастись, когда Бог будет наводить порядок и уничтожать «нечестивых» в Армагеддоне.

     А во-вторых, все Свидетели Иеговы хорошо знают, что единственно приемлемыми мотивами для этой деятельности в организации считаются лишь два – любовь к Богу и к ближнему. Поэтому, отвечая на данный вопрос, любой Свидетель Иеговы бодро процитирует вам слова из евангелия от Матфея 22:37-39: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим - сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей – возлюби ближнего твоего, как самого себя". И никакие дальнейшие разговоры о человеческих потребностях и мотивах не помогут вам узнать о действительных причинах его поведения.

  Поэтому я раскрою вам секрет Свидетелей Иеговы!

     Секрет этот заключается в том, что все они – обычные люди, живущие по тем же психологическим законам, что и мы с вами. Соответственно, их потребности и мотивы ничем существенным не отличаются от наших. Они также хотят быть принятыми и любимыми, хотят принадлежать к группе и чувствовать ее поддержку. Хотят, чтобы их уважали и считали компетентными и важными. Некоторые из них также стремятся к самореализации.

     Именно эти потребности и движут Свидетелями Иеговы в стремлении делать больше для своей религии. Почему именно для религии? Этот вопрос мы уже обсуждали с вами во второй главе – что приводит человека в религию вообще и к СИ, в частности. Ну, а уж когда человек стал членом организации, то и реализовывать все свои желания он будет в рамках правил и требований своей новой религии.   Какие же это правила и требования? Обсудим некоторые из них.

     Чтобы быть принятым коллективом и завоевать в нем уважение, вновь пришедшему необходимо продемонстрировать абсолютную убежденность в вероучениях, а также верность и преданность религиозной организации, которую свидетели образно называют матерью (Отец – Бог Иегова). Убежденность можно демонстрировать как в личных разговорах с соверующими, так и во время проповеди. А верность и преданность проявляются в готовности делать больше «в служении» - проповедовать желательно 50-70 часов в месяц, обязательно посещать все встречи собрания (4 дня в неделю), прочитывать все публикации Общества, активно участвовать во встречах собрания комментариями и выступлениями. Все это не останется незамеченным и рано или поздно принесет свои плоды в виде уважения и признания соверующих, а также повышения статуса в коллективе. Кроме того, преданность должна выражаться безоговорочным подчинением правилам и распорядкам внутри организации, полным принятием системы ценностей Свидетелей Иеговы. Уважение к назначенным лицам и поддержание их авторитета, пренебрежение высшим образованием и карьерными возможностями, снижение затрат времени и сил на «мирскую» работу, развлечения и отдых, отдаление от «бывших мирских» друзей и коллег по работе – это то поведение, которое одобряется Свидетелями Иеговы и доказывает всестороннюю преданность человека организации.

     Я не раз наблюдал как человек, желая продемонстрировать свою глубочайшую преданность и «духовность» доходил до абсурда в своих высказываниях. Так, одна девушка на общей встрече говоря о том, что верный Свидетель Иеговы ничем не должен быть связан с магией и спиритизмом (от англ. spirit – дух, привидение) привела в качестве примера использование парфюмерии. «Преданный Иегове служитель,- убежденно сказала она,- никогда не будет пользоваться кремом «Ворожея»! (Название крема связано с ворожбой, гаданием. Библия, действительно, осуждает колдовство, гадания и пр., а вот все остальные правила – это либо творчество руководящих лиц организации, либо бурная фантазия отдельных ее членов).

     Для меня это высказывание было шоком еще и потому, что я очень хорошо знал эту девушку, знал ее высокий интеллект и способность рассуждать логически. Очевидно, все это оказалось бессильным перед огромным желанием завоевать признание в глазах соверующих. Что касается мотивов чисто религиозных, любви к Богу и к ближнему, то они, конечно же, тоже имеют место, но не так часто.

     В связи с этим интересна типология религиозности, разработанная в 20-м веке Гордоном Олпортом. Олпорт предложил условно разделять всех верующих на два типа на основе личностного смысла религии для того или иного человека. К первому типу он отнес людей, для которых религия – лишь способ достижения жизненных целей, внешних по отношению к самой религии. Для таких людей религия имеет ценность потому, что позволяет достичь определенного статуса, дает хороших друзей, дает утешение, а также обеспечивает душевный комфорт и помогает преодолевать отрицательные эмоции. Религиозность в этом случае внешняя.

     Второй тип представляют религиозные личности, для которых религия – самостоятельная ценность. Нерелигиозные потребности, интересы, ценности имеют для них второстепенное значение. «Субъективно такой тип религиозности избавляет личность от тревог и страхов, дает ощущение свободы и радости, ничто не мешает человеку сострадать всем людям. Но объективно именно этот тип жестко связан рамками вероучения, которые догматизируют мышление, лишают человека критических способностей». (Религиоведение. О.Ф.Лобазова, Ростов-на-Дону, Феникс 2004г. стр.280) Таким образом, мотивами религиозной активности у большинства свидетелей являются - желание завоевать уважение и признание в коллективе соверующих, получить определенный статус и привилегии, тем самым поднять самооценку или удовлетворить собственные амбиции. Но, если такие мотивы условно можно назвать конструктивными, то следующие - явно деструктивны. К ним относятся чувство вины и повышенная ответственность.
 
     Свидетели с чувством вины постоянно корят себя за то, что они мало делают. Мало проповедуют, мало читают, мало распространяют журналов Общества и т.п. Для того, чтобы почувствовать себя хорошо, они должны делать если не больше всех, то, по крайней мере, больше среднего. Из последних сил они будут идти проповедовать, на собрание, не позволяя себе расслабиться ни на минуту. Если выходные пройдут не «в служении», а в кругу семьи или, что еще хуже, у телевизора – они будут чувствовать себя страшно виноватыми, совершенно «бездуховными» и долго будут просить прощения у Бога за свою «слабость». Такие люди крайне чувствительны к любым поощрениям к большей активности. Любые призывы «взять пионерское служение в апреле» возымеют у них незамедлительный отклик. А если что-то вдруг помешает им осуществить свои планы, то знакомое чувство вины напомнит о себе и заставит при малейшей возможности сделать втрое больше, забывая об отдыхе и спокойной жизни. Высокая чувствительность к критике делает их мнительными и обидчивыми.

     Понятно, что люди с сильно развитым чувством вины испытывают его не только по отношению к своей религии. Это, к сожалению, стало частью их личности и аналогичные реакции будут проявляться и по отношению к работе, и в быту, и в семейных отношениях. Однако, Общество Сторожевой Башни не стесняется играть на этих чувствах. Регулярные статьи в Сторожевой Башне изобилуют поощрениями, напоминаниями, предупреждениями и примерами из жизни других свидетелей, которые жертвуют образованием, благосостоянием, карьерой и прочим ради активного служения. Остальные поощряются подражать их примеру.

     И, хотя, в публикациях Общества, обычно, не проводится прямой связи между силой любви к Богу и количеством проведенных в проповеди часов, в личном общении и на встречах собрания многие «авторитетные» братья и сестры открыто заявляют о такой взаимосвязи. Они выступают с комментариями типа: «все могут служить пионерами» или «для служения пионером нужна только сильная любовь к Богу». Таким образом, косвенно обвиняя большинство в собрании в слабых или неискренних чувствах к Богу. Некоторые делились со мной своими переживаниями после таких высказываний. Обычно, это были люди более эмоционально отзывчивые и чувствительные, поэтому при равных нагрузках они уставали значительно больше, чем их энергичные соверующие. Некоторые просто физически не могли проповедовать 50 или 70 часов в месяц, тем не менее, такими словами их «любовь» к Богу ставилась под сомнение.

     Помню, как-то молодая «ревностная» свидетельница откровенно игнорировала слова ведущего и мысли из изучаемой тогда книги, категорично заявляя - «все могут служить пионерами». Это была ее собственная, высокомерная позиция – она-то служила «пионером» уже давно. Да и, вообще, «дело важнее человека» – было ее лозунгом! Очевидно, - современная интерпретация идей христианства! А ведь она пользовалась уважением в группе и очень сильно влияла на мнение остальных!

     Не менее грустная ситуация с повышенной ответственностью. Если человек с чувством вины говорит себе: «Я не достаточно хорош. Чтобы стать лучше, я должен делать больше», то гиперответственный человек говорит: «Я должен, потому что я обещал». Результат, тем не менее, одинаковый. И те, и другие стремятся делать больше, при этом никогда не бывают довольны собой. И те, и другие страдают от переутомления физического и эмоционального. Часто дело заканчивается неврозами.

     Вывод, который мне хочется сделать из всего вышесказанного – это то, что организация Свидетелей Иеговы – это обычный коллектив людей, живущий по обычным законам психологии коллектива. В нем есть свои формальные и неформальные лидеры, есть «авторитеты» и «отверженные». И стремления людей делать больше в этом коллективе также обусловлены обычными человеческими мотивами, удовлетворяющими, в первую очередь, потребности самого человека.