ПСИХОЛОГИЯ: Как формируется «вера» Свидетеля Иеговы?    

     На момент своего крещения (обряд, проводимый на ежегодных конгрессах, и обозначающий официальное зачисление человека в ряды Свидетелей Иеговы) мало кто в полной мере разделяет все взгляды Свидетелей Иеговы. Чаще всего человек принимает на веру те вещи, которые не понимает. Что же происходит дальше? А дальше он постепенно вливается в новый коллектив, который заканчивает начатый ранее процесс. Первое время к новому человеку проявляют повышенное внимание, интерес, заботу, таким образом, формируя его привязанность к коллективу. А чуть позже этот коллектив предъявит к нему свои требования, заявит о своих условиях.

     Так, например, специальная книга «Организованы проводить наше служение», в которой представлены организационные вопросы, выдается только после того, как человек изъявил желание стать Свидетелем Иеговы и уже начал проповедовать - стал так называемым «некрещеным возвещателем». О многом же другом рядовой свидетель может так никогда и не узнать, т.к. для руководителей в собрании издана специальная книга «Внимайте себе и всему стаду», нормирующая действия этих лиц во время различных правовых разбирательств. Вся информация, содержащаяся в этой книге строго конфиденциальна и возвещатели, или рядовые СИ могут даже не догадываться об ее существовании

     Коллектив – мощное орудие влияния. Еще А.С.Макаренко в свое время успешно использовал это орудие для воспитания беспризорных подростков. Свидетели Иеговы не менее успешно используют этот «инструмент» для «воспитания» своих приверженцев. Среди методов влияния есть так называемый метод «кнута и пряника». Поощрения могут быть разного вида: самые активные и преданные получают «назначения» – повышение статуса в коллективе, о чем торжественно объявляется на собрании. Другие получают «преимущества» участия в пунктах программы на собраниях и конгрессах, интервьюирования, когда от 100 до 6000 соверующих в течение 10-15 минут внимательно слушают «примерного» Свидетеля, аплодируют после окончания выступления и, безусловно, восторженно приветствуют при встрече. Для амбициозного человека – это просто мечта. Поощрением местного масштаба является проведение еженедельных встреч дома у свидетеля, зачитывание вслух абзацев во время таких встреч. br>   Кроме этого, перспективных мужчин чаще задействуют для произнесения молитвы в начале и в конце встречи, для помощи «ответственным» лицам в озвучивании зала , в распределении литературы Общества и даже в проведении уборки зала.

     Что касается наказания, эта мера также имеет градацию: от личного замечания, сделанного наедине до «лишения общения», когда весь коллектив, как один, объявляет бойкот провинившемуся. Никто, даже близкие друзья, не имеет права ни здороваться, ни, тем более, общаться с бывшим свидетелем. В противном случае, нарушивший этот закон, также подвергнется наказанию.

     Между двумя полюсами существует масса промежуточных вариантов наказания: человека могут «иметь на замечании» и относиться с осторожностью как к «не вполне благонадежному», могут лишить его права участвовать в той части программы, где предусмотрено участие слушателей, могут лишить его тех «преимуществ», которые он имел ранее и объявить это во всеуслышание. Такие «инструменты» дают огромную власть руководящим лицам, поскольку решение в каждом отдельном случае зависит, в первую очередь, от субъективного мнения этих людей. Сами свидетели Иеговы верят, что каждым принимаемым в собрании решением руководит непосредственно Бог. В действительности же, от того, насколько психологически зрелыми, эмоционально устойчивыми и просто порядочными окажутся эти несколько человек зависят, ну, если не судьбы, то, по крайней мере, благополучие семи-восьми десятков человек . Из собственного опыта могу сказать, что большинство «назначенных» лиц явно не готовы к такой роли.

     Я помню одну ситуацию, в которой старейшина принял опрометчивое решение и назначил на должность служебного помощника человека, абсолютно не соответствовавшего существующим требованиям. При этом в собрании были более подходящие кандидатуры, но менее симпатичные старейшине. Леонид, назовем его так, конечно, человек неплохой, но до роли служебного помощника явно не дотягивал. С невысокой самооценкой и интеллектом, нерешительный, готовый пойти за каждым, кто его впечатлит (а впечатлить его, надо сказать, было не сложно), он не являлся авторитетным для других членов собрания. Он был хорош лишь одним – ничем не давил на слабое место старейшины – низкую самооценку и, как следствие - уязвимое самолюбие. Скорее наоборот, поднимал ее, искренне восхищаясь и, записывая все умные мысли, изреченные Михаилом. Михаил, действительно, был интересным человеком, но никто не восхищался им так, как делал это Леонид. Однажды он поделился со мной, что считает, все, произнесенное Михаилом, исходящим прямо от Бога Иеговы. Такое умозаключение даже для Свидетеля Иеговы является крайностью! Думаю, он делал это не из лести или желания выслужиться – это не в его характере. Не похоже было также, чтобы он добивался этим повышения. Просто этот мужчина был искренен и наивен, как ребенок. А вот Михаил, которому очень не хватало уважения и признания, посчитал, что Леонид своей лояльностью заслужил привилегированное положение в собрании. В результате, через некоторое время назначение Леонида отменил приехавший «районный надзиратель» за несоответствие занимаемой должности. Такое происходит крайне редко, т.к. считается, что руководство на местах лучше знает своих подчиненных.

     Мои выводы - если бы самооценка Михаила была высокой и устойчивой, то никакие комплементы не вскружили бы ему голову, и решение было бы беспристрастным. Но, в данной ситуации ему это не удалось, что лишний раз показывает, от кого и от чего зависят принимаемые в собраниях решения. Что еще влияет на «веру» свидетеля? Безусловно, проповедническая деятельность. Каждый свидетель ежемесячно обязан разговаривать с другими людьми о своей вере. Целью таких разговоров является привлечение новых людей в организацию для спасения во время Армагеддона . Чтобы контролировать и стимулировать своих приверженцев, общество СИ постановило каждый месяц собирать отчеты об этой деятельности: о количестве часов, проведенных в проповеди, о количестве распространенных книг, брошюр и журналов, нанесенных повторных визитов потенциальным интересующимся.

     Как же проповедь влияет на «веру»? В издании Д.Майерса по социальной психологии упоминается о социально-психологических экспериментах, в которых испытуемые должны были убеждать других людей в чем-то, во что сами, возможно, не верили. Через некоторое время эти люди начинали верить в то, о чем говорили другим. Аналогичным образом действуют разговоры о религии на свидетелей - чем больше человек убеждает других в учениях своей религии, тем сильнее он сам верит в них. Вот почему активному участию в проповеди уделяется так много внимания: каждый поощряется проповедовать 60 и более часов в месяц.

     Существует еще один механизм формирования религиозного чувства. Он основан на известном законе Джемса-Ланге, в соответствии с которым у человека в процессе воспроизведения чужой модели поведения развиваются психические состояния, связанные с данными моделями поведения. Известная формула этого закона: «мы сначала бежим, потом пугаемся, сначала плачем, потом испытываем горе, сначала смеемся, а потом уже нам становится смешно». Сначала молимся, поем псалмы, проповедуем, восторженно высказываемся о своей вере, а потом испытываем благоговение, преданность своей религии и, даже, религиозный экстаз. В организации Свидетелей Иеговы таким внешним проявлениям религиозности уделяется много внимания, поэтому «новичок», обычно, довольно быстро начинает проникаться доверием к учениям своей новой религии и испытывать глубокую преданность по отношению к ней.

     Еще одним фактором, влияющим на «веру» свидетеля является тщательное изучение специально подобранного материала. Два раза в месяц выпускаются журналы «Сторожевая Башня» и «Пробудитесь!», которые каждый свидетель старается полностью прочитывать. Отдельные статьи из «Сторожевой Башни» изучаются дополнительно во время еженедельных встреч собрания. Ежегодно выпускаются новые книги, предназначенные также сначала для личного чтения, а затем для совместного изучения. Специальная брошюра «Ежедневно разбирать Писание» содержит короткие отрывки из «Сторожевой Башни», расписанные для чтения на каждый день. Кроме этого, существует целая библиотека ранее изданной литературы, которую также рекомендуется использовать для личного изучения. Каждую неделю добросовестный свидетель должен посетить, по крайней мере, пять встреч собрания продолжительностью, в общей сложности, около 4,5 часов.

     Чтение «мирской» литературы не поощряется. Это считается необходимым в рамках школьных общеобразовательных предметов и сводится к минимуму. Высшее образование допускается лишь с целью дальнейшего «служения» в интересах Общества - для работы в Вефиле – филиале Общества, в котором производится, хранится и распределяется литература, курируется проповедническая деятельность всей страны и т.п., на стройках Общества или для более эффективного проповеднического служения. Вся эта деятельность считается огромной привилегией, и каждый свидетель мечтает о ней.

     Чтение литературы других конфессий является крайне предосудительным, а за наличие дома книги «бывших свидетелей» можно и «лишиться общения». Таким образом, ум «примерного» свидетеля 24 часа в сутки погружен в учения этой религии. Человек оказывается в информационной изоляции: он мало знаком со взглядами других людей, тем более с их аргументами. То, что происходит во время проповеди, едва ли можно назвать «обменом» информацией. Установка свидетелей - убедить в своих взглядах, а не понять чужие. Да и к тому же, во время служения не часто встречаются высокоинтеллектуальные люди, умеющие убедительно излагать свою точку зрения. Большинство людей занято другими проблемами, а вопросы философии и религии мало кого интересуют всерьез. В таком общении у свидетеля практически нет шансов встретить достойное сопротивление, скорее, наоборот, он еще больше убеждается в правильности выбранного им пути, – весь окружающий мир погряз в рутину обыденных, примитивных забот и лишь одни свидетели несут свет духовности и истины!

     Общение же с начитанными людьми, имеющими свои филосовско-религиозные убеждения, происходит редко и быстро заканчивается под предлогом «отсутствия интереса к истине» и, соответственно, «бессмысленности дальнейших встреч». Учитывая, что учения этой религии не лишены внутренней логики, человеку начинает казаться, что, то, во что он верит, действительно, единственно правильный взгляд на мир. У него не остается ни места для сомнения, ни времени для свободных размышлений. Очень жаль, но многие действительно умные люди становятся абсолютно потерянными для общества, а все свои способности направляют исключительно на благо организации Свидетелей Иеговы.