ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ

     В комплексе причин воспроизводства религиозности большой удельный вес имеют социально-психологические причины. К ним относятся те чувства, настроения, эмоции, которые способствуют обращению человека к религии. Это, прежде всего — продолжительные отрицательные эмоциональные состояния человека: страх, отчаяние, горе, несчастье, одиночество и т. д. Это также непосредственное воздействие религиозных представлений на чувства и настроения людей.

     Среди социально-психологических причин особое место занимает чувство страха, в частности, страха смерти. Этот страх преодолевается верой в бессмертие в потустороннем мире. Страх перед болезнью, за судьбы детей, родных, близких, «господнего наказания», перед стихийными бедствиями поддерживают и оживляют религиозность в различных формах.

     Сохранению или оживлению религиозности может способствовать одиночество, полный или частичный разрыв (или ослабление) социальных связей. Одиночество, особенно в пожилом возрасте или во время тяжёлой болезни, усугубляет чувство страха смерти.

     Социально-психологическими условиями воспроизводства религиозности для некоторых социальных и возрастных групп (и отдельных людей) являются нерешённые проблемы личной жизни.

     Важнейшим социально-психологическим фактором сохранения и воспроизводства религиозности является способность религии удовлетворять потребность в общении и самовыражении личности. Следует также учитывать, что верующий испытывает не только отрицательные, но и положительные эмоции. И. Н. Букина отмечает, что одной из важнейших особенностей религиозной психологии является её «способность приносить утешение, давать разрядку, снимать напряжение». Таким образом, религия способна выполнять психотерапевтическую функцию, быть средством достижения состояния релаксации, катарсиса.

     Одним из условий более высокой религиозности среди женщин являются особенности женской психологии — большая эмоциональность, более острая реакция на условия труда, жизни, на отношения в семье, коллективе. В. Р. Букин справедливо считает, что женская психология более восприимчива к религиозному влиянию.

     Определённые психологические предпосылки воспроизводства религиозности складываются в религиозной микросреде. В условиях религиозного окружения индивид усваивает стереотипы религиозного поведения, которое превращается в привычку. По мнению Д. М. Угриновича, регулярное посещение церкви или молитвенного дома может из привычки перерасти в потребность, которая, в свою очередь, трансформируется в установку на восприятие и интерпретацию действительности.

     В распространении и закреплении религиозных идей и представлений важнейшая роль принадлежит психологическому механизму внушения и самовнушения. Именно под их влиянием у верующих с детских лет начинает формироваться религиозный динамический стереотип поведения. По мнению Е. К. Дулумана, религиозному внушению легче поддаются дети. Наибольшая степень внушения и самовнушения достигается в ходе выполнения религиозного культа, в частности, — молитвы и религиозных таинств. С точки зрения психологии, молитва в совокупности с теми обрядами, которые её сопровождают, является ни чем иным, как самовнушением религиозности. По мнению Д. М. Угриновича и Е. К. Дулумана, во время коллективных молений на верующих воздействует механизм «психологического заражения». В «Журнале Московской патриархии» не случайно подчёркивается, что «коллективная молитва действеннее молитвы частной, одиночной».

     Особо следует остановиться на психологическом влиянии нетрадиционных религий, тоталитарных сект, где с помощью психологической обработки молодёжи (разнообразных технологий «промывания мозгов»), демонтажа «Я» достигается психологическая зависимость членов «ашрамов», «коммун» от различных «гуру», «свами» и т. д. Путём многократного повторения мантр, сеансов медитации, как показывает практика, молодые люди превращаются в «запрограммированные» автоматы, которые с трудом поддаются «депрограммации», восстановлению разорванных социальных связей и возвращению в общество.

     Психологическое воздействие религии на индивида может быть как положительным, так и отрицательным, в зависимости от социальной направленности данного учения, от целей, которые преследуют проповедники и т. д.

     На основании социологических исследований А. И. Герасимов делает обоснованный вывод, что социально-психологические факторы религиозности имеют большой удельный вес и имеют тенденцию к возрастанию. Поэтому, как нам представляется, психологическое воздействие религии заслуживает всестороннего научного исследования и умелого использования в психотерапевтической практике.