1.

    Мне было всего девятнадцать лет. Мне никто не мог помочь. Я не решил для себя в ЧЕМ же заключается спасение в вере или Благодати. Но я сумел заразиться спасением. Три месяца регулярных занятий со Свиделями Иеговы сделали свое дело. Они представили мне модель спасения в таком привлекательном виде, что все памятки относительно противоречивости веры и благодати оттеснялись воображением на задний план. Перед глазами же всегда была грозная сцена гибели этого мира. В Армагеддоне множество людей в ужасных корчах и муках погибают без права жить. Они уже никогда не насладятся жизнью. У них нет надежд на воскресенье. Я же остаюсь жить, снисходительно глядя на этих неверующих. Я смеюсь над ними. Они разыграли не ту карту, поставив на деньги, удовольствия, распутную жизнь, пьянки, бизнес, политику. Сами виноваты! Я сделал правильный выбор! Поэтому я остаюсь жить! И тут воображение переносило меня в жизнь, которая наступает после Армагеддона: Вечное лето, много друзей, масса времени. Нет болезней, смерти. Можно перепробовать все виды деятельности, жениться рожать и воспитывать детей. Безмятежная жизнь, где все потребности удовлетворяются еще раньше, чем успел об этом подумать. Весь набор лакомой еды, купание в морях и праздники, друзья, воскресшие родственники, все молодые, веселые! А потом начнем осваивать космическое пространство. Надо только сделать правильный выбор. Выбор мешала сделать явная нестыковка благодати и веры. Я очень хотел вечно жить. Мне было всего 19 лет. Мне никто не мог помочь.

2.

    Я разговаривал со многими наркоманами, интересуясь причинами их падения. Что характерно, все они, сходились в одном, а именно в том, что начальный период их жизни в среде наркоманов был охарактеризован как нормальная трезвая жизнь в которой в качестве разнообразия присутствовало кратковременное употребление наркотика. Затем они возвращались в трезвую жизнь и жили вне пределов зависимости от зелья. Другими словами в их жизни было больше трезвого, чем одурманивающего. Причем, употребляя наркотик, они были уверены, что это лишь эпизод, что употребляют они по той простой причине, что в жизни все надо попробовать, ими двигал интерес, любопытство. Но они жили в трезвой жизни, по законам трезвой жизни и не собирались покидать ее. Со временем грань между трезвой жизнью и познанием наркотика постепенно стиралась. Эйфория переставала быть экспериментом. Все меньше и меньше их тянуло в трезвую жизнь и все глубже и глубже они постигали законы новой жизни, жизни под властью наркотика. И хотя на словах они утверждали, что им ничего не стоит прекратить такую жизнь и вернуться нормальной, на деле означало, что они уже далеки от этого. В их сознании произошла подмена. Теперь их жизнь, внутренний мир и среда существования неразрывно были связаны с наркотиками. Теперь возвращение в трезвую жизнь стало лишь эпизодом, причем это возвращение почти все рассматривали как недоразумение. И все средства стали хороши, что бы покинуть эту трезвую жизнь и вернуться в ту, где иллюзии, эйфория и безумие. Затем наступал странный период. Люди перестали получать удовольствие от наркотиков. Наркотики нужны были для того, что бы выжить. Сами того не замечая, люди переместились в трезвую жизнь, снова стали жить по ее законам, снова стали мыслить категорией полноценности, начали ставить перед собой здравые цели, но… для этого им нужен был наркотик. Без наркотика трезвая жизнь приносила страдания. Они отвыкли от нее. Они все чаще стали вспоминать, как они жили тогда, когда не было в их жизни зелья. Они радовались своим воспоминаниям. Они пытались проецировать ту жизнь в сегодняшний день, но…

    Теперь в их жизни, до самого конца будет это НО. Трезвая жизнь без наркотиков перешла в разряд несбыточной мечты. На этом этапе каждый, если не умер, понимает, что стал конченым наркоманом. Перед человеком открываются два пути, к сожалению только два: либо смириться и жить в дружбе с наркотиком до смерти, либо лечиться. И неизвестно, что лучше. Процесс лечения связан с ломкой. Ломка неминуема. И не всегда хватает воли, что бы выдержать это до конца. Но даже выздоровление не дает гарантий. Будучи здоровым. Пройдя муки лечения, человек продолжает считать себя наркоманом. В разговорах он называет себя не иначе, как бывший наркоман. А это значит, что он не закрыл для себя путь в тот мир, где все знакомо. Любая неурядица в трезвой жизни может быть истолкована в пользу наркотика. И слова жизнь пойдет по наклонной.

    Я слушал этих людей и их переживания, воспоминания и размышления были мне до боли знакомы.

    У меня много друзей среди Свидетелей Иеговы. Я общаюсь с ними почти десять лет. Я выслушал сотни откровений, я наблюдал достаточно долго многих из них в разные периоды жизни. Я сам пережил все этапы религиозной эйфории. Анализируя, суммируя и делая выводы, я прихожу к стойкому убеждению, что процессы преобразования сознания и приобретения зависимости характерные для наркоманов, настолько же точно характерны для тех, кто сделал ставку на вечную жизнь и спасение в среде религиозной Организации. И хотя по форме они разные, по содержанию в точности повторяют друг друга. И если степень зависимости наркомана в большей степени физическая, то зависимость религиозного фанатика охватывает гораздо больший сектор внутренней человеческой природы.

    Мы еще вернемся к этому ниже, а описанное выше должно помочь читателю понять мое состояние, когда я еще балансировал на грани между трезвой жизнью и религиозным фанатизмом, когда пытался решить для себя вопросы логической несовместимости веры и благодати. А так же я хочу, чтобы было наглядно представлены все этапы жизни, в которую я сознательно шагнул, видя лишь перспективу, и совершенно не зная, что меня ждет. По сути, я думал, что принимаю здравое решение, а на деле нырнул в омут головой, чтобы на себе лично испытать всю прелесть погружения в эйфорию и от нее проделать путь к жесточайшей ломке.

3.

    Я бы ни строчки не написал об этом, если бы это произошло только со мной. Я отнес бы свой случай к частному, которое не влияет на общее, но десять лет наблюдений изнутри убедили меня в обратном. То, что пережил я и многие мои друзья – Свидетели, ожидает каждого рано, чем поздно. Для каждого в свой период времени, при стечении определенных, для каждого своих обстоятельств. Это случается неминуемо. Но, к сожалению, у каждого это происходит индивидуально. Никто не может открыто поговорить о своих переживаниях, поскольку доминирующая часть окружения на период твоей ломки находится в религиозном экстазе. По меньшей мере ты рискуешь быть просто непонятым. Но большую массу от открытого обсуждения своих переживаний удерживает страх. Если твои мысли и чувства, высказанные по данному поводу, дойдут до религиозных руководителей, то они не станут церемониться. Они скоры на расправу. И прежде, чем ты успеешь разобраться в себе, к тебе применят одну из самых грозных для Свидетелей Иеговы санкцию. Это — лишение общения. Данная мера пресечения самими Свидетелями Иеговы называется любящей мерой. Но помноженная на духовный кризис, случившийся с человеком, она для переживающего ломку представляется трагедией. Именно это в большинстве случаев заставляет человека молчать. Иначе духовные лидеры истолкуют это не иначе, как то, что ты развращаешь народ Бога.

    Трагедия же заключается в том, что после лишения общения все твои друзья и те, кто был дорог тебе, «спасают свои души» отвернутся от тебя и прекратят с тобой общаться, искренне считая, что старейшины непогрешимы и раз они решили лишить тебя общения, значит ты отступник, предатель и развратитель «Стада Божия». Все доброе, что ты сделал ради этих людей, все жертвы на которые ты шел, будут мгновенно забыты. Тебе посочувствуют, но не более того… и забудут о тебе.

4.

    Мое воображение, снова и снова подпитываемое сказочными иллюстрациями моей будущей жизни в раю на Земле, приводило меня в восторженное состояние. Оно действовало как наркотик. Я был пьяным от громады перспектив, обрушившихся на мою юную голову. Ради этих перспектив я был готов на любые жертвы. Так ведет себя наркоман, готовый ради инъекции пожертвовать всем самым дорогим. Продать за бесценок вещь на которую долгие годы копил деньги, украсть, обмануть, снять с себя последние штаны, убить мать, которая родила его. Мои наставники убедили меня быть рабом Богу. Ради вечной жизни — согласен! И хотя я не мог понять роль веры в моем спасении, наставники настойчиво требовали веры. Ради вечной жизни – согласен! Но они требовали подтвердить свою веру действием. «Вера без дел мертва!» — цитировали они библию.

    Ради доказательств своей веры я пустился во все тяжкие:

    Бог не одобряет чтение мирской литературы? Пожалуйста! Я уничтожил всю библиотеку, которую собирал долгие годы. Я рвал книги по которым постигал жизнь и которые были моими безмолвными учителями. Я их убивал одного за другим, методично разрывая на куски страницы, которые до этого зачитывал до дыр.

    Бог не одобряет чтение религиозных книг, которые издало не общество Сторожевая Башня? Пожалуйста! Вслед за книгами я сжег справочники, пособия, книги взятые почитать у своих знакомых.

    Бог не одобряет политику? Пожалуйста! Я выбросил в мусорный бак коллекцию значков с изображением Ленина. Я собирал эту коллекцию шестнадцать лет. Правдами и неправдами я приобретал, обменивал и доставал редкие значки. За полгода до этого мне предложили за триста с небольшим значков сумму денег, на которую я мог купить себе автомобиль. Я отказался, подумав, что на автомобиль со временем заработаю, а вот таких значков мне никогда, больше не собрать. Эти значки были дороги мне. Я пронес эту коллекцию через всю свою небольшую жизнь. С ней была связана масса события и воспоминаний. Каждый значок имел свою историю. В первом классе я прилепил на кусок поролона октябрятскую звездочку. На втором курсе института мне была предложена сказочная для студента сумма денег. Я не взял деньги – я оставил коллекцию. Оставил для того, что бы в порыве религиозного фанатизма, требующего действия для демонстрации веры, безжалостно выкинуть ее в мусорный бак. Это было так похоже на поведение раскумаренного наркомана – беспредельщика, который не ведает, что творит.

    Бог ожидает от нас, что бы мы не поддерживали отношения с мирскими людьми? Пожалуйста! Я порвал отношения со своими друзьями, деловыми партнерами, объявив своим родителям, что они ничего не смыслят в жизни. От родителей я требовал, что бы они вообще не лезли в мою жизнь. Да и как иначе: «И враги человеку – домашние его» (МФ. 10:36). Любые советы и попытки образумить меня я воспринимал не иначе, как попытка сбить меня с верного пути. Я не хотел сбиваться: в своих фантазиях я уже жил в раю. Не дойти туда было бы непростительно.

    Бог требует, что бы мы не искали своей славы, ибо славы достоин один только Бог? Пожалуйста! Все мои почетные грамоты, которые я честно заслужил своим трудом, постигла та же участь, что и все остальное, связывающее меня с трезвой жизнью. Стопка грамот в два пальца толщиной, среди которых были очень дорогие моему сердцу, перекочевала в мусорное ведро, будучи изорвана на мелкие куски. Я даже не перечитал их перед уничтожением, а ведь это была летопись моей предыдущей жизни. Это были победы. Заслуженные победы. Это и спортивные достижения, это и победы на выставках детского творчества, это победы на конкурсах, фестивалях и прочих мероприятиях, это благодарности за хорошо сделанную работу от краеведческого музея, от администраций школы и пионерских лагерей, от учебно — производственного комбината, от театральной студии, от дома пионеров, от различных организаций. Была грамота за III место на областной олимпиаде по физике. Ничего не пожалел. Зачем нужна слава, которую я заслужил в обреченном на гибель мире, зачем нужна память о людях, подписавших грамоты. Да, многие из них были моими наставниками, воспитателями, искренне заинтересованными в моем благополучии. Они учили меня трудиться и думать головой. Но они тоже были частью обреченного мира.

    Я уничтожил все, чем была наполнена моя жизнь 19 лет. Я очень надеялся, что всевидящий Бог оценит мое рвение. Наивный! Я все еще не мог разобраться с Верой и Благодатью. Я терзал себя размышлениями об этом. Я по многу раз перечитывал библейские тексты. Я так надеялся, что в конце концов решу для себя, что же все-таки залог спасения? Вера? Благодать? А если и то и другое, то как это совместимо с праведной личностью Бога?

    Вера и Благодать – типичная катахреза. Катахреза – это логически несовместимые понятия.

    Я попытался совместить их на практике и загнал себя в ловушку.

    С одной стороны я восхищался Справедливым, Добрым, Любящим Небесным Отцом Иеговой, который Соблаговолил дать людям Бессмертие и немыслимо сказочные условия жизни, причем бескорыстно, даром, руководствуясь Благодатью, ничего не требуя взамен.

    С другой стороны, Организация, обрисовавшая мне эти перспективы, взяла на себя право решать кто достоин благодати, а кто нет. Она выставила требования, выдавая их за требования Бога и оперируя понятием Вера, стала требовать, ссылаясь на библию, доказательств этой веры.

    Только грезя мощными перспективами, всецело поддаваясь их магии, уносясь в сладкую утопию будущего, блаженно окупаясь в Эйфорию вечной жизни, можно принять без сомнений формулу спасения, предложенную Организацией. Она внушается раз за разом осторожно, тактично, но завоевывает сознание пока ты «тепленький», пока мечтаешь в эйфории, витаешь в облаках, тенишь себя прозрачными надеждами.

    Формула спасения, за которую я ухватился, тем самым раз и навсегда поборов свои сомнения в отношении Благодати и веры, заключалась примерно в следующем:

    Бог – добрый, бескорыстный, справедливый и любящий даровал нам спасение. Мы научим вас как этот дар обрести. Мы требуем от вас проявить веру в этот дар и доказать свою веру делами. Критерии, по которым можно судить о силе веры, задаем мы. Будте добры, докажите сначала нам, что вы достойны, по нашим критериям. А мы скажем, есть у вас надежда обрести Благодать Бога или нет. Организацией правит Божий Сын, поэтому в таких вопросах мы ошибаться не можем.

    А далее, для подстраховки, закладывается еще одна установка:

    В конечном счете, Бог решает, как будет распределяться этот дар. Молитесь ему, доверяйтесь ему и служите… Организации, которой Он пользуется. По тому, как вы служите Организации, Бог будет судить о вашей вере, без которой спасение невозможно.

5.

    Итак, схема проста до безобразия:

    Сначала человека пытаются заставить поверить, что вечная жизнь в райских условиях – осуществима. Когда это удается, его мозг наполняют грезами, мечтами, фантазиями на эту тему. Об этом начинают рассуждать как о свершившемся факте и вовлекают человека в дискуссию. Постепенно его помещают в мир его галлюцинаций так, как если бы он там живет уже сейчас. Таким образом, трезвый мир с его жестокими реалиями подменяется на мир счастливой и безмятежной жизни. Человек сам замечает, что начинает рассматривать реальность, как временное недоразумение. Почему?

    Потому что следующим этапом вводится Бог, без которого не только рай, но и сегодняшняя жизнь невозможна. Речь заходит о намерении Бога. Оказывается, Бог хочет уничтожить плохих людей, чтобы они не мешали хорошим жить в Раю. А поскольку тебя уже приучили к мысли, что ты живешь в РАЮ, ты автоматически относишь себя к людям хорошим и начинаешь обременяться существовавшим плохих. Вот и причина по которой ты вынужден из грез сталкиваться с реалиями жизни. Ты начинаешь ненавидеть этих плохих людей и еще крепче любить Бога за его справедливость. Разве не справедливо уничтожить тех, кто мешает галлюцинировать? Справедливо! Итак, Бог справедлив и в справедливости безупречен. У каждого возникает естественный вопрос: А почему же это естественный вопрос: А почему же это Бог не уничтожил плохих людей до сих пор? Почему бы ему не сделать было это раньше? Ответ стандартен. Бог имеет великое терпение! Ах, какой терпеливый Бог! Ты должен подражать ему! Знаешь, почему? Да потому что если бы он уничтожил злой мир год назад, лично ты бы никогда не смог бы насладиться радостью вечной жизни! Ты же ведь хочешь вечно жить? Ну вот, видишь, ради тебя Бог и терпел столько времени! Все! Ловушка захлопнулась. Тебя окружали частоколом частностей, за которым ты в упор отказываешься видеть объективное.

    Очень ловкий, психологически выверенный прием. Перед тем, кто его изобрел, я снимаю шляпу.

    Сначала тебя ставят в положение, где ты, в собственных глазах становишься особенным, с точки зрения Бога, человеком. Проповедники из этой схемы самоустраняются, создавая прочную связь: Ты и Бог. Люди склонны придавать своей персоне большее значение, чем это есть на самом деле. Поэтому свое избрание Богом они воспринимают как вполне разумеющееся. Даже проповедники выставляют себя в роли ничего не знающих рабов Бога, которые используются Иеговой только для того, что бы объявить тебе о твоем предназначении, ценности в глазах Бога и открыть тебе Великую Тайну, скрытую от большинства.

    Сам Бог, в лице скромных проповедников, оказал тебе честь, выпадающую на долю редкого числа живущих! Отказаться от этого, пренебречь Богом, его расположением, особенно человеку, стремящемуся к познанию о Боге, представляется делом неразумным и страшным. Поэтому реакция человека должна бать адекватной. Необходимо ответить Богу конкретными действиями, что бы подтвердить, что его сообщение тобою воспринято именно так, как Он и ожидает.

    На этом этапе человек «раскрывается». В первую очередь надо выяснить, что же ожидает Бог? На эту удочку попались даже самые циничные. Страх не угодить Богу. На этом этапе – дело опасное. А значит надо выяснить, чего же от нас требует Бог. Человек замыкается на цепочке отношений: Я и Бог. В этом положении самым разумным является молитва, так как это единственный способ поддерживать отношения с богом. В молитвах к Богу человек, так или иначе, приходит к вопросу: Что мне надо сделать, что бы угодить тебе? Но Бог – молчит. Все, что он хотел сказать уж сказано на страницах Библии, и к этому уже ничего не прибавить и ничего не убавить (Откр: 22:18,19) Человек пытается выяснить мнение Бога и тщательно выискивает его на страницах Библии. Но там так все сложно! Там такой винегрет из правил, принципов, увещеваний, закучиваний, что возникает чувство отчаяния.

    Каждый попадается на тех или иных катахрезах, которыми пестрит Библия. Я, например, при всей внесенной в это дело ясности, до сих пор нахожусь в затруднении относительно веры и благодати.

6.

    Когда дело заходит в тупик и возникает отчаяние, добрые проповедники объясняют тебе, что результатом этого является отсутствие системы в исследовании Слова Бога. Именно с этой целью Бог образовал Организацию на Земле, что бы посредством нее обучить тебя пониманию добра и зла. Причем пониманию Добра и Зла не в общефилософском значении, а конкретно, то есть с точки зрения Бога. Другими словами, опираясь на Библию тебе растолкуют что тебе можно делать и чего нельзя. И компромиссов здесь быть не должно!

    Таким образом, в цепочку Ты и Бог вклинивается Организация. Появляется новая цепочка Ты и Организация, где Бог служит теперь только буфером в этой связи. Что это значит? А то, что тебя поощряют поддерживать номинальные отношения с Богом посредством молитвы. Но ответ на молитвы дает Организация, якобы выражающая истинную волю Бога. И любое, самое невообразимое требование Организации ты начинаешь воспринимать как непосредственное изъявление воли Бога.

    И под этот соус человек начинает проявлять себя как фанатик. Никого нельзя осуждать за это. Это естественное человеческое качество – проявить себя наиболее качественным образом ради того, кого ты любишь. Угождают любимой личности самым наилучшим образом, искренне, ничего не требуя взамен.

    В этот период человек воспринимает любое указание, как указание свыше, доверчиво, подобно маленькому ребенку, который ничего не зная о жизни, только познает ее. Причем, в своем стремлении угодить Богу проявляется столько усердия, что любое требование воспринимается как приказ. Человека начиняют огромным количеством правил, накладывают массу ограничений и побуждают активно поддерживать деятельность Организации.

    Будет честным сказать, что многие ограничения человек накладывает на себя сам, но не без помощи «свыше». Например, никто не требует от человека, что бы он перестал смотреть телевизор, но предлагают поразмышлять: «Сегодня Сатана всеми средствами пытается отвести людей от Бога. Он хочет, чтобы люди не читали Библию и публикации нашего Общества, которые помогают ее понять. Он пытается отнять у нас драгоценное время, постоянно отвлекая внимание на незначительное и второстепенное. К примеру, посредством телевидения он открыто пропагандирует неугодный Богу образ жизни и ворует у нас время. Это, конечно, дело совести, но как ты думаешь, правильно ли было бы смотреть телевизор вместо того, что бы посвятить это время на изучение Библии?»

    Логично вытекает, что смотреть телевизор неправильно. Соответственно автоматически в уста Бога вкладывается невысказанный вопрос: А если правильно не смотреть телевизор, то почему же ты тогда смотришь его?

    Крыть нечем. Получен «ответ на молитву»! А значит, что бы угодить Богу телевизор лучше не смотреть.

    И все это преподносится так, что Организацию не в чем обвинить. Она всегда может сослаться на то, что само по себе учением это не запрещается. Просто, руководствуясь обученной по Библии совестью, человек самостоятельно принял такое решение. И это его право. Но с другой-то стороны, если человек принимает решение все же смотреть телевизор, руководствуясь все той же совестью, то его поведение проповедники будут рассматривать как недостаточно духовную позицию. А поскольку на этом Этапе реакцию на свое поведение проповедников человек воспринимает примерно так же, как если бы это была реакция Бога, то, опасаясь наказания от Бога, он приходит к одному, казалось бы наиболее верному заключению, а именно: в делах совести лучше переусердствовать, чем занять недостаточно духовную позицию.

    Кстати, этот период связан с еще одной особенностью. В виду того, что начинающему исследователю недостает значения Библии, а следовательно законов и требований Бога, то боясь сделать что-либо неверное, человек пытается выяснить это, предельно откровенно рассказывая подробно о каждом эпизоде личной жизни проповедникам, ожидая узнать их реакцию или услышать комментарий по тому или иному поводу. Естественно, что любой угодный Богу, с точки зрения этих проповедников, поступок будет одобрен и человек удостоится похвалы. Если что-то не так, то человеку предложат прочитать тот или иной библейский текст или же предложат поразмышлять на тему дела совести.

7.

    Все, так или иначе подходит к логическому завершению. В конце концов, по ряду вопросов внесена ясность. Но на этот момент, человек, поощряемый наставниками, наделал столько богоугодных дел, что остановиться уже было бы равносильно безумию. Зачем надо было столько болезненных жертв, если все это не имеет смысла? Было бы неразумно становиться посмешищем, останавливаясь на полпути и, тем самым, позволяя окружающим истолковывать твои поступки как поведение фанатичного чудака, который сам не знает, чего он хочет. Обычно, оглядываясь на частокол богоугодных дел, все отчетливее приходит понимание, что надо идти до конца. Дороги назад нет.

    В этот момент наставники протягивают руку помощи. Обычно, к этому времени все основные рубежи пройдены. Началась новая жизнь в рамках Божьих законов. Изменился образ жизни, стиль мышления, гражданская позиция. Пересмотрены цели и ценности, отношения с друзьями и родственниками переживают фазу отчуждения и непонимания. В виду того, что эти изменения не прошли незамеченными в своей среде общения, то человек должен был их как-то замотивировать, а это значит открыто заявить о своих новых взглядах и новой, богоугодной жизни. Причем зачастую это было сделано фанатично, безкомпромисно и все увещевания, советы и искренние попытки окружающих помочь беспощадно отвергнуты. Авторитеты теперь живут на страницах Библии, в публикациях общества и на встречах собрания. Все мосты сожжены. Теперь только вперед! А это значит, что необходимо пройти собеседования с первыми лицами собрания на предмет духовной квалификации и пригодности в качестве Божьего служителя, другими словами – проповедника.

    И опять дело обставляется помпезно. Человека жестко закрепляют в рамках: Ты и Организация, но так, что человека не покидает чувство его БОГОИЗБРАННОСТИ на чисто индивидуальном уровне, он уверен, что находятся в рамках отношений: Я и БОГ, и опять за частоколом частностей скрыто главное, куда не позволяют проникнуть сознанию, а следовательно очень многие лишены возможности объективно прокачать ситуацию.

    Как это делается? Да очень просто! Перед началом собеседования проходящий его ставится в известность, что старейшины, проводящие это собеседование всего лишь инструмент в Руках Бога и от них, по большому счету, ничего не зависит. Решение, которое они примут – это не их решение, а решение Бога, продиктованное посредством Святого Духа. И что бы это было очевидно, перед началом собеседования произносится молитва, где все полномочия складываются на Бога.

    По большому счету, собеседование – это формальность. Оно призвано выявить духовную пригодность человека для служения Богу. Но на момент собеседования для многих членов собрания жизнь кандидата в проповедники – открытая книга, так как уже значительное время наставники контролируют ее, пользуясь своими «полномочиями» давать основанные на библии советы и обучать «пониманию» Священного Писания.

    Результаты собеседования фактически предопределены заранее и лишь кандидат рассматривает его как своего рода экзамен.

    Но и тут за частоколом скрыта еще одна ловушка: За начало тобой проповеднической деятельности никто не берет на себя ответственность! Главная и скрытая цель собеседования – убедить тебя, что ты сам, добровольно, хочешь этим заниматься, никто тебя не заставляет этого делать и никто не толкает на этот шаг.

    Внесение это выглядит как желание старейшин выяснить, правильно ли ты понимаешь требования библии и если нет, то любезно помочь приобрести тебе правильный взгляд.

    Ты же воспринимаешь это как своего рода тест, где малейшая неточность будет истолкована как твоя непригодность с точки зрения Бога, а следовательно вся твоя вера в свою богоизбранность потерпит фиаско. Тогда тебе придется признать, что это не больше чем плод воображения. Ты изо всех сил стараешься на собеседовании сказать то, что ожидают от тебя услышать. Боюсь, что никто в этот момент не понимает, что ему просто не дадут разочароваться в его фантазиях на тему богоизбраности, а напротив, будут активно поддерживать такое представление.

    Тест, само собой, пройдет. Бывают случаи, когда тебя «зарубают», но, как правило, это происходит редко и у этого есть свои особенности. Но главное, как показывает практика, это огорчает, но стимулирует азарт. Обычно все любыми силами идут до конца. И если тест не пройден с первого раза, то он все же в конце концов, бывает пройден.

    Тест пройден! Ты можешь поздравить себя с победой. Но похоже, это пиррова победа. Победа, где не ты победитель.

    Во время собеседования старейшины услышали от тебя то, что хотели услышать. Но что это значит? А это значит, что они сняли ответственность с себя и с твоих наставников. Вся ответственность легла на твои плечи. Во-первых, своими ответами на их вопросы ты четко обозначил свою позицию. Неважно, что она была тебе навязана. Важно то, что теперь все выглядит так, будто ты пришел к Свидетелям Иеговы и попросил примкнуть к их деятельности, потому что, ты руководствуясь тем, что узнал из Слова Бога, теперь не делаешь тех-то и тех-то дел, и хочешь делать те-то и те-то дела. Тебе необходимы помощь и литература, что бы ты мог участвовать в деятельности, которую провозгласил Иисус Христос. Ты берешь на себя ответственность в этом важном деле и будешь представлять навязанные тебе убеждения как свои собственные.

8.

    Странная получается ситуация. Теперь, если ты не будешь соответствовать своим собственным убеждениям, то старейшины из добрых пастырей мгновенно превратятся в справедливых судей и могут применить к тебе любые предусмотренные санкции и взыскания, вплоть до исключения из собрания. Но с другой стороны, если обескураженная мать какого-нибудь подростка придет к старейшинам и скажет: «Что вы сделали с моим ребенком?», то старейшины разведут руками и ответят? «Это его собственные убеждения». И если мать задумает подать на них в суд, судье они скажут то же самое, причем ребенок будет свидетельствовать против матери, так же утверждая, что руководствуется исключительно собственными убеждениями.

    Во- вторых, сразу пройдя собеседование, ты сразу же лишаешься возможности быть свободным, в том числе и в своих личных взглядах и убеждениях. Теперь тебя рассматривают как собственность Организации и начинают требовать действий. И причем не просто действий, а с максимальной самоотдачей.

    Теперь в твою обязательную жизненную программу входят:

Регулярное посещение всех встреч собрания.
Проповедь
Общение с соверующими.
Регулярное чтение и изучение Библии.
Участия во всех мероприятиях, проводимых Обществом.
Во всем поддерживать старейшин и руководство Организации, выражая тем самым преданность делу Иеговы, корпоративность и веру в спасение.
Чтение и изучение всей литературы выпускаемой Обществом Сторожевая Башня.
Регулярность в молитвах.
И твое желание этим заниматься тоже должно входить в круг твоих личных убеждений.

    Плюс ко всему, сама атмосфера в собраниях такова, что если ты что-то из перечисленного не делаешь, или делаешь не так, как ожидают от тебя соверующие, то ты становишься человеком второго сорта. И чем больше и теснее ты общаешься с собранием, тем меньше у тебя остается времени на Бога. Бог переходит в разряд формальной фигуры. Общая идея такова, что своими поступками ты должен показать свою веру Богу, который будучи видящим тайное, воздает явно (Мф. 6:6), а по сути ты вынужден демонстрировать свою веру членам собрания, чтобы не слыть человеком второго сорта и что бы соверующие считали тебя достойным вечной жизни. И тут прослеживается подмена, в сознании связи «Я и БОГ» на связь «Я и Организация».

    Чем более активную позицию ты занимаешь в делах, которые требует от тебя Вера, чем сильнее ты хочешь проявить себя как лицо достойное вечной жизни, тем больше, особенно по истечении времени, у тебя появляется новых дел и обязанностей, причем от тебя ожидают, что и прежние дела и обязанности тобою не были забыты.

    Помимо перечисленных выше восьми пунктов обязанностей богобоязненного Свидетеля Иеговы в число твоих дел добавляются новые радостные преимущества.

    Например, тебе могут поручить выступить с речью со сцены, а со временем и делать это регулярно. Если ты ответственно подходишь к этому, то подготовка к речи занимает достаточно личного, свободного от христианских и гражданских обязанностей, времени. Далее, если ты активно проповедуешь, то тебе поручают взять участок, т.е. дом или несколько домов, где ты будешь постоянно посещать жильцов и навязывать им литературу Общества. В конце концов у тебя появляются места изучения. Место изучения – это человек или семья, согласившиеся с твоей помощью побольше узнать о Библии и Боге. Ты должен не реже одного раза в неделю посещать их, заносить литературу и при помощи предназначенных для этого публикаций не меньше часа обсуждать с ними те или иные библейские учения и пророчества. На встречах собрания верующие поощряются служить пионерами, т.е. регулярными проповедниками, проводящими в служении от 60 и более часов в месяц. И это все с условием, что ты не перестанешь тщательно выполнять то, что тебе до этого было уже поручено. К этому добавляются различные чаепития в кругу соверующих, посещение и помощь пожилым людям из собрания, исполнение различных поручений старейшин, касающихся хозяйственной деятельности собрания, в круг угодных Богу дел входит добровольное участие в работе на строительных объектах Общества, посещение неактивных членов собрания, уборка места, где будет проходить очередной конгресс, различные хлопоты по тому или иному вопросу, связанному с местными потребностями собрания и т.д. и т.п.

    Все это подпадает под категорию дел, по которым будут судить о твоей ВЕРЕ. И за этими делами упускается главное: Бог, дающий БЛАГОДАТЬ. На БЛАГОДАТЬ просто не остается ни времен, ни сил.

9.

    Много трагедий крушения в Вере я видел. Это конкретные, живые, искрение люди. Много времени, сил, здоровья потратили они в пользу дел на благо Организации. Некоторые из них исключены (лишены общения) из рядов Организации. Они остались ни с чем. Все их дела, говорившие об их вере, по логике Свидетелей Иеговы, вряд ли теперь, в их теперешнем положении помогут им спастись. Им остается полагаться лишь на милость и благодать Бога.

    Если перефразировать поговорку: «Начали за здравие, кончили за упокой», что очень подходит к их теперешнему состоянию, то можно сказать: «Начали с благодати, кончили верой».

    Они поверили в благодать Бога и отказались от всего, чтобы с полной самоотдачей делами доказать веру. Доказывая веру они потеряли все ориентиры и сгорели, не выдержав нагрузки. Рядом с их разбитыми корытами тлеет их надежда на благодать Бога. Веры у них уже не осталось.

     В качестве оборонительного препятствия в армии используется специальная проволока. Она замаскирована в траве и ее почти невозможно заметить. Но если на нее наступить, то нога в ней увязает. И чем активнее ты пытаешься освободиться, тем больше в ней запутываешься.

    Высвобождение проходит очень болезненно и не всегда возможно. И это очень похоже на путь наркоманов. А так же очень похоже на путь преданно верующих…

    Чем людей начиняют, то они в себе и носят. Начинка, так или иначе, дает о себе знать. Сознание, в разные промежутки жизни, из разных ситуаций возвращает нас к тем понятиям, которые в какой-то этап нашей жизни стали частью нас самих. Зачастую мы не можем выскочить из этих рамок, как волки не могут выскочить за флажки, хотя вполне в состоянии это сделать. Возможно, это диагноз. Но это наш диагноз. Он нам дорог, он наша составляющая. Он лежит в основе конфликта между тем, что есть.

    И если мы вдруг решили сойти с круга, то сделаем это отчаянно и бескомпромиссно, так, как мы это сделали прежде, потому что мы устроены и начинены каждый своей начинкой.

Краснов Игорь "Путешествие в грезы"